Витражи в интерьере помещений
Стекло, сильнее всех других материалов, может воспринимать исключительные по яркости и красоте цвета, и из-за высокого светопреломлению воспроизводить ни с чем не сравнимую игру света различными цветами радуги. Это свойство стекла на протяжении многих тысячелетий человечество использовало в одном из старинных видов декоративного искусства - изготовлении витражей.
Слово "витраж" переводится с французского языка как стекло, но это не просто стекло, а скорее подвижная постоянно меняющаяся картинка, на которой происходит смена цветовых эффектов. Так, освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков, вечером же, искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета. Возродившись в настоящее время, современный витраж ознаменовал это событие появлением новых форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники и многое другое.
Современные технологии позволяют моделировать из стеклянных пластин порою просто фантастические изделия. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, можно также "вплести" тонкую золотую проволоку, которая позволит воспроизводить дополнительные яркие блики при прохождении света. В нем прекрасно сочетаются новые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков. Современные стеклодувы, сохранив традиции предков, создают непревзойденные шедевры ручной работы. В изготовленных ими витражных пластинах стекло разных оттенков еще в расплавленном состоянии затекает одно в другое и, неравномерно остывая, создает на границе сплава неповторимый рельеф, при этом сами пластины могут теперь соединяться прочными стальными профилями и свободно крепиться к потолку, создавая подобие цветной прозрачной стены, парящей в воздухе.
Использующие витраж предметы интерьера также приобретают новые, оригинальные формы. Например, ширма может не опираться на ножки, будучи, подвешенной к потолку на прочных стальных растяжках и при этом передвигаться, выполняя роль раздвижной прозрачной перегородки и "живой" картины, в которой играет свет. Изготовленная из цветного стекла колонна, за счет использования подсветки, помимо украшения интерьера, является еще и светильником. Даже простую межкомнатную дверь можно сделать самостоятельным художественным произведением, если в нее вставить витраж, а не стандартное рифленое стекло. Собрав витраж с внутренней стороны оконного стеклопакета можно убрать неприглядный вид, что позволит и интерьер украсить, и изменить панораму за окном.
Попадая в обстановку дома, витраж, являясь прекрасным украшением, становится и функциональным предметом: раздвижные и стационарные перегородки, потолки, своеобразные цветные светильники и плафоны, двери шкафов и др. Как правило, это вещи ручной работы, ценность которых как произведений искусства со временем только возрастает, не говоря уже о том, что интерьер, декорированный витражом, приобретает магическое своеобразие.
В настоящее время ведущие мировые производители витражной продукции предлагают широкий ассортимент своей продукции, изготовленной с применением различных технологий, среди которых: фьюзинговые, витражи, изготовленные пескоструйным методом, зеркальные, классические и фацетные витражи. Остановимся боле подробно на каждом виде продукции.
Фьюзинговые витражи получают методом спекания, или даже сплавления элементов стекла различного цвета. Разноцветные стекла разрезают на отдельные элементы, которые накладывают на цельную стеклянную подложку и затем отправляют в печь. Из печи выходит практически монолитное изделие, в котором все заготовки сплавились с подложкой. Готовое изделие имеет довольно необычную волнистую поверхность и его дизайн ограничен разве что фантазией художника, его создавшего, и габаритами. Самое большое отечественное цветное стекло ограничено размерами 1000х1300 мм и вызвано это, прежде всего, технологическими ограничениями.
Витражи, изготовленные пескоструйным методом, пожалуй, самый популярный сейчас метод изготовления витражей. Песок, подаваемый под давлением на стекло, выбивает на незащищенных участках частицы поверхности, делая ее матовой. Для того чтобы получить рисунок на стекле, используют трафарет. Здесь могут использоваться самые разные методики - трафарет вырезается вручную из линолеума, изготавливается из толстой пленки на плоттере (процесс управляется компьютером) и т. д. Затем трафарет накладывается на стекло, закрепляется, и будущее изделие подается в пескоструйную камеру. После этого трафарет снимается. Там, где поверхность стекла была защищена, оно остается прозрачным. Там, где защиты не было - матовой.
Зеркальные витражи изготавливают с помощью напыления на тыльную поверхность нитрида титана или подобного ему вещества. Причем, отражающая способность такого зеркала может колебаться в любых желаемых пределах. Также можно изготовить зеркало с односторонней прозрачностью.
В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединяются между собой прокладками (шинами) из свинца, как наиболее мягкого металла. Витражи выполняются из бесцветного или цветного стекла с росписью отдельных деталей или всей плоскости материала силикатными красками. Правда, технический прогресс внес некоторые коррективы в технологию изготовления классических виражей - стеклянные детали теперь набираются не только с помощью свинцовых, но и латунных профилей, простых и со стальной вставкой. Такие витражи с успехом используются не только для украшения окон, но и потолочных плафонов и т. д.
Фацетные витражи - это те же классические, с той лишь разницей, что по краям использованных элементов (всех или отдельных) снят фацет. Снятие фацета позволяет получить дополнительную игру света в обработанных гранях элементов витража, и выглядят такие витражи, безусловно, еще более красиво. Классический витраж в изготовлении самый трудоемкий. Ведь каждый элемент надо вырезать, обточить в размер, учесть припуски на окантовку, согнуть по размерам и форме отдельных деталей окантовку, собрать конструкцию и спаять ее элементы между собой, а в результате попасть с готовым изделием в необходимый габарит.
Для облегчения работ сейчас используются самые современные технологии, например лазерная или водяная резка стекла, управляемая компьютером. Чтобы не возиться с металлической окантовкой, используются специальные технологии и специальные приборы для заполнения швов между стеклянными элементами - они прекрасно имитируют классическую окантовку, как по прочности, так и по цвету. При этом вся конструкция становится гораздо легче и прочнее. Затем все наклеивается на цельное стекло, в результате получается витраж, мало отличимый от настоящего классического. Сверху такая конструкция может прижиматься вторым листом стекла - в результате получается, так называемый, пакетный витраж. Для изготовления пленочных витражей (точнее имитации витражей) сначала на компьютере разрабатывается необходимый рисунок. Затем на плоттере вырезаются отдельные элементы витража из цветной пленки, и собирают их в единый рисунок, наклеивая на стекло. Этот способ изготовления витража, пожалуй, самый быстрый и наиболее дешевый. Правда, витражи, изготовленные по этой технологии, высокой долговечностью не отличаются.
Все большей популярностью, как у изготовителей, так и у потребителей пользуются комбинированные витражи. Они наиболее оригинальны и получают их путем комбинации самых разных технологий. Например, используется комбинация техники гравировки, пескоструйной обработки и раскраска керамическими красками. Для производства витражей используют специальное стекло. Отечественные заводы, производящие необходимое для изготовления витражей стекло, можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам, поэтому, как правило, используют импортное, но естественно более дорогое.
Смотрите также
Как выбрать межкомнатную дверь?